Труды кафедры истории Нового и новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета
ОБ ИЗДАНИИ
НОВЫЙ НОМЕР
АРХИВ СТАТЕЙ
ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
О КАФЕДРЕ
КАРТА САЙТА
English page ENGLISH
Научная электронная библиотека
Наш e-mail Институт Истории СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет
АДАМОВА Н.Э.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПУРИТАН ОБ «ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ» АНГЛИИ И ЕЕ ЕДИНСТВЕ С ЕВРОПОЙ: РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ


Адамова Н. Э. Представления пуритан об «исключительности» Англии и ее единстве с Европой: религиозный аспект // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2015. № 15. С. 15–33.


Сведения об авторе
Адамова Нина Эдуардовна – старший преподаватель кафедры истории Нового и новейшего времени, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета.
E-mail: n.adamova@spbu.ru

Резюме
В статье анализируется этногосударственная идентичность английских пуритан в раннестюартовскую эпоху. Именно в это время, когда в связи с Реформацией общеевропейское христианское единство уже распалось, а национальные идентичности в Европе только начали формироваться, особенно интересно взглянуть на Англию, население которой, в связи с островным положением и особенностями исторического развития, чаще разделяло изоляционистские идеи, нежели его континентальные соседи. Проблема, разбираемая в статье, заключается в следующем. В пуританских источниках этой эпохи встречаются, казалось бы, противоречивые высказывания. С одной стороны, многочисленны «англоцентристские» заявления (Англия – «избранный народ»), что позволило ряду историков говорить о раннем английском «национализме». С другой стороны, пуритане всегда стремились доказать свою общность с европейским протестантским сообществом. Автор статьи приходит к выводу, что кажущаяся «противоречивость» идентичности пуритан – представления об «исключительности» Англии и одновременно о европейском единстве – объясняется протестантским учением о церкви. Церковь Англии, к которой принадлежали пуритане, была государственной, и потому понятия этнической и религиозной принадлежности для англичан сливались воедино. В связи с этим, вопрос об идентичности для пуритан фактически был вопросом о том, насколько Церковь Англии отличается от европейских церквей. На основе анализа пуританских богословских сочинений и проповедей автор делает вывод о том, что пуритане прежде всего чувствовали свою принадлежность к европейскому протестантскому миру: они считали церковь Англии органической частью кафолической церкви (в христианском контексте представления об «исключительности» церкви приравнивались бы к расколу). Уверенность же в особой милости Бога к церкви Англии вызывала у пуритан не чувство превосходства над европейскими церквями, а обеспокоенность в связи с ответственностью своей церкви за судьбы христианства. Таким образом, говорить об англоцентричности пуритан в раннестюартовскую эпоху кажется преждевременным.
Ключевые слова: пуритане, церковь Англии, учение о церкви, кальвинизм, идентичность, раннестюартовский, избранный народ, Тридцатилетняя война, исключительность.

Работа выполнена при поддержке гранта СПбГУ: От национальных государств к единой Европе: проблемы европейской интеграции в XIX–XXI вв., шифр в ИАС: 5.38.275.2014, руководитель В.Н. Барышников.


Information about the author
Adamova Nina Eduardovna – senior lecturer at Modern history department, Institute of History, St. Petersburg State University.
E-mail: n.adamova@spbu.ru

Abstract
The article examines the ethnical and civil identity of the English Puritans in the Early Stuart epoch. This period, characterized by the collapse of the European confessional unity due to Reformation, and the rise of national identities in Europe, is especially interesting for investigation of identity-building process in England, as her people due to the insularity of their country and distinctive traits of historical process, more often than their European neighbours claimed the isolationist ideas. The main issue dealt with in the article, is as following. The Puritan sources of the period provide a researcher with seemingly controversial ideas. On the one hand, there are numerous “anglocentric” statements (like England being a “chosen nation”), which made some historians state the existence of the early English “nationalism”. On the other hand, the sources make it evident, that the Puritans sought to prove their unity with the European Protestant communion. The author of the article arrives to the conclusion that the contradiction of the Puritans’ identity (the concepts of the English exceptionalism and of the European unity at the same time) are explained well by the Protestant ecclesiology they shared. The Church of England, to which the Puritans belonged, has been a national church, and this is why the concepts of national and religious identities merged into one for her members. This is why the issue of identity, in fact, meant to a Puritan an extent, to which the Church of England differed from the European churches. Basing on the analysis of the Puritan theological works and sermons, the author arrives to the conclusion that, first of all, the Puritans felt they belonged to the European Protestant world, as they considered the Church of England to be an integral part of the “Catholic” universal church (according to the Christian ecclesiology, a church exceptionalism would mean a schism). The belief in God’s grace granted to England did not arouse among them the feeling of superiority over the European churches, but caused a concern of the responsibility for the future of the Christianity their church assumed. Thus, it seems not appropriate to claim the existence of alglocentric identity of the Puritans in the early Stuart epoch.
Keywords: Puritans, Church of England, ecclesiology, identity, Calvinism, Early Stuarts, chosen nation, Thirty years’ war, exceptionalism.

The research for this paper was financially supported by St. Petersburg State University grant:“From nation-states to the United Europe: the issues of the European integration in the XIXth – XXIst centuries”, IAS code: 5.38.275.2014. The head of the project: V. N. Baryshnikov


PDF-версия статьи PDF-версия статьи

Наверх