Кафедра истории Нового и новейшего времени Института истории Санкт-Петербургского государственного университета
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
СОБЫТИЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ИСТОРИЯ
СОТРУДНИКИ
ДОКУМЕНТЫ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА
БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ
НАУКА
РАЗНОЕ
СНО «НОВИСТ»
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
ОБНОВЛЕНИЯ
English page ENGLISH
Наш e-mail Институт истории СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет
ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ ДОКТОРА НАУК ИГОРЯ ДЕЛАНОЭ «ВОЕННОЕ ВЛИЯНИЕ РОССИИ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

30 марта 2015 г. в Институте истории состоялась открытая лекция доктора наук, преподавателя истории Французского университетского колледжа СПбГУ, научного сотрудника университета Париж I Пантеон-Сорбонна и Гарвардского университета Игоря Деланоэ «Военное влияние России на Средиземном море после Крымской войны: к постановке проблемы». Анонс этого события собрал большое количество слушателей в ауд. 70, как преподавателей, так и студентов нашего Института, а также филологического факультета СПбГУ, так как И. Деланоэ вел повествование на французском языке при наличии синхронного перевода.

В лекции поднималась проблематика присутствия российского военно-морского флота на рейде Вильфранша на Лазурном берегу с 1858 по 1880 гг. В своем изложении докладчик опирался на неизданные источники, хранящиеся в департаментском архиве Альп-Маритим и дипломатическом архиве Ла Курнёв.

После поражения в Крымской войне и заключения Парижского мирного договора 30 марта 1856 г., запретившего России иметь военные корабли и базы на Черном море, императорское правительство искало возможность вновь получить доступ к Средиземноморью. Готовность королевства Пьемонта-Сардинии предоставить в распоряжение российского военно-морского флота рейд Вильфранша в обмен на гарантию, что Австрия не найдет в лице России союзника в случае конфликта, истоком которого мог стать (и стал) вынашиваемый савойской династией проект объединения Италии, оказалась как нельзя кстати.Договор 1858 г. позволил российским кораблям бросить якорь в Вильфранше, ставшим опорным пунктом нашей страны в Западном Средиземноморье. В 1860 г. после присоединения Ниццы к Франции Наполеон IIIне противился дальнейшему использованию российскимфлотом рейда Вильфранша, не возражали и республиканцы после смены режима в 1870 г.

В то же время императрица Александра Федоровна, супруга Александра II, а также другие члены императорской семьи ввели моду на Лазурный берег, регулярно посещая его для поправления здоровья, что способствовало росту популярности региона Ниццы среди российской аристократии, которая стала активно его осваивать. Это выразилось в строительстве и освящении в 1860 г. русского православного храма на улице Лоншам в Ницце, прокладке телеграфа между Ниццей и Вильфраншем, линии железной дороги Ницца-Москва, открытой в 1864 г., в актах благотворительности и т.д.

Лондонская конвенция 1871 г. вошла в историю как дипломатическая победа России, так как пересмотрела условия Парижского мира, разрешив Черное море для российских военных судов. В результате правящие элиты страны, считавшие центром стратегических интересов России Восточное Средиземноморье и Балканы, потеряли прежний интерес к Вильфраншу. Военные корабли под Андреевским флагом стали заходить туда все реже и реже, и в 1884 г. в имевшихся там портовых сооружениях была создана российская океанографическая станция, существующая до сих пор.

Лекция Игоря Деланоэ сопровождалась показом хорошо подобранного иллюстративного и картографического материала и вызвала живой интерес слушателей. Вопросы, заданные докладчику, касались реакции Великобритании на российское военное присутствие в Западном Средиземноморье, количества и типа военных кораблей, бросавших якорь на рейде Вильфранша, стратегических, экономических, политико-религиозных интересов России в средиземноморском бассейне. В заключение доцент кафедры Т. Н. Гончарова связала воедино прошлое российского присутствия в Средиземном море с его настоящим, задав вопрос о перспективах военно-морской базы России в Тартусе (Сирия), на который был получен убедительный и развернутый ответ докладчика, давшего им оптимистичную оценку.

Фотоотчёт открытой лекции Фотоотчёт открытой лекции

Наверх