|
|
|
|
БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА
|
В рамках основной образовательной четырехлетней программы бакалаврской подготовки с 2010 г. производится набор на кафедру студентов по направлению «История Нового и новейшего времени» («Всеобщая история»).
Цель бакалаврской программы:
Бакалаврская программа позволяет студенту получить прочные знания, связанные с историей Западной Европы и Америки XVI-XXI вв. В программе обращается наибольшее внимание на рассмотрение общеисторических процессов, характеризующих современное состояние Западной цивилизации. Кроме того, обучающиеся на кафедре студенты, приобретают практические знания в области экономического, социально-политического и культурного развития Западного мира. Особо внимание в программе уделено изучению и совершенствованию знаний западноевропейских языков, что позволяет хорошо ориентироваться как в историческом прошлом, так и в современном развитии стран Западной Европы и Америки, а также их международных отношений.
Бакалавры кафедры получают возможность прослушать семестровые курсы лекций по дисциплинам специализации:
|
• Введение в специальность
|
|
Представленная учебная дисциплина предполагает ознакомление студентов первого курса с условиями и возможностями обучения на историческом факультете СПбГУ, а также с условиями и требованиями, предъявляемыми для обучения и специализации на кафедре истории Нового и новейшего времени. Курс лекций подразумевает знакомство с основными хронологическими, пространственными и содержательными характеристиками эпохи Нового и новейшего времени в истории стран Западной Европы и Америки, с особенностями ее изучения и научной разработки (в том числе силами нынешних и работавших ранее сотрудников кафедры), а также с требованиями, предъявляемыми к написанию учебно-квалификационной работы. Прослушивание данного курса обеспечит уверенное вхождение студента в учебные процессы факультета и кафедры. В результате изучения дисциплины «Введение в специальность» студенты-первокурсники приобретут понимание особенностей исторического развития в эпоху Нового и новейшего времени, будут знать методику библиографического и архивного поиска и научной работы.
|
• Французский, немецкий и испанский языки
|
|
Ведение добросовестного научного исследования выбранного студентом исторического периода развития какой-либо страны западного мира требует знание языка этой самой страны. В связи с этим план специализации кафедры истории Нового и новейшего времени предлагает своим студентам полноценное изучение второго иностранного языка. Студентам предлагается на выбор освоить немецкий, французский или испанский языки. Учитывая, что согласно программе бакалавриата Исторического факультета в рамках потоковых занятий предусматривается изучение в качестве первого и основного языка английского, преподавание студентам кафедры ещё одного европейского языка позволит получить им качественный инструмент исследования исторической проблематики в рамках своей темы. Занятия проводятся силами квалифицированных специалистов кафедры, что позволяет наряду с получением базовых грамматических знаний, более быстро и эффективно войти в сферу научного применения изучаемого языка. Знание двух европейских языков предоставит выпускникам кафедры серьёзные преимущества на рынке труда и в научной сфере.
|
• Историческая география
|
|
Данная учебная дисциплина поможет студентам усвоить общие знания о принципах и методах исторической географии как специальной отрасли исторической науки, изучающей географию исторического прошлого человечества, характерные черты пространственной стороны исторического процесса, особенности взаимодействия человека и природы в локальном, региональном и глобальном планах. Основной предмет предлагаемого курса рассматривается в различных ракурсах: исторической физической географии, исторической политической географии, исторической географии населения, исторической социальной географии, исторической экономической географии и историко-географического страноведения. По итогам изучения дисциплины «Историческая география» студенты усвоят основные методы исторической географии и возможности их применения в собственных научных исследованиях; овладеют основным понятийным аппаратом; узнают особенности политической и экономической географии, географии населения Западной Европы и Америки в XVI - XX вв. Они должны будут уметь работать с картографическим материалом и анализировать современные политические процессы в обществе с учетом знания исторического и географического прошлого рассматриваемых регионов.
|
• Мировые религии в странах Европы и Америки в Новое время
|
|
Хотя в силу объективных исторических процессов влияние религии в Новое время заметно снизилось, в сравнении с классическими временами Средневековья, религиозный фактор продолжал оставаться значимой величиной в политической и повседневной практике стран Западного мира, а в недавнее время в связи с остротой межконфессионального диалога стал приобретать всё возрастающую роль. В этом контексте целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний о развитии мировых религий – христианства (западных его ветвей), буддизма и ислама. Курс серьёзным образом поможет в становлении профессиональной подготовки бакалавра, так как в результате изучения дисциплины «Мировые религии в странах Европы и Америки в Новое время» у студентов должно сформироваться представление о мировых религиях и особенностях их развития в Новое и новейшее время. Они смогут применять полученные знания в практической учебной и педагогической деятельности, анализировать современные религиозные процессы в обществе с учетом знания исторического прошлого религии и церкви в западных странах.
|
• История быта в Новое время
|
|
Предлагаемая учебная дисциплина поможет знакомству студентов с новыми подходами и направлениями в изучении человека и общества эпохи Нового времени, сформировавшимися в последние десятилетия в отечественной и зарубежной исторической науке и объединенными понятием «история повседневности». В рамках освоения курса студенты на основе уже полученных знаний о политическом и социально-экономическом развитии стран Европы и Америки в Новое время должны расширить свое представление о профильном периоде всеобщей истории за его событийными рамками. В результате изучения дисциплины «История быта стран Западной Европы и Америки в Новое и новейшее время» студенты должны освоить основные концепции, терминологию и методологию рассматриваемой отрасли исторической науки, расширить свой профессиональный опыт на основе междисциплинарного подхода к проблемам истории Нового и новейшего времени, уметь применять полученные знания в практической учебной и педагогической деятельности, анализировать современные процессы в обществе с учетом знания исторического прошлого.
|
• История военного искусства в Новое и новейшее время
|
|
В связи с тем, что война теснейшим образом связана с политическими, экономическими и социальными процессами, протекающими в обществе, известный военный теоретик Клаузевиц говорил: «Война есть продолжение политики другими средствами». Только зная историю войн той или иной эпохи, можно правильно понять глобальные исторические процессы. А с историей войн тесно связана и история военного искусства. А ведь без понимания характерных особенностей военного искусства того или иного периода истории, невозможно дать правильную оценку событиям исследуемой войны, а следовательно, невозможно правильно оценить и политическую историю изучаемой эпохи. Знание технических сторон истории военного искусства позволяет гораздо лучше дать оценку историческим источникам, правильно понять ход той или иной военной операции и, в конечном итоге, гораздо рельефнее высветить особенности исторической эпохи. В силу этого предлагаемая дисциплина представляет большую практическую ценность в качестве дополнения к общему гражданскому курсу истории Нового и новейшего времени.
|
• История США
|
|
Учитывая возрастающую роль Соединённых Штатов Америки в современном мире, а также огромное влияние, которое имело это государство на историю стран Запада в Новое и новейшее время, данная учебная дисциплина, основной целью которой является усвоение студентами базовых знаний об истории США, поможет бакалаврам ориентироваться в основных вехах истории ведущей страны Североамериканского континента, понять её историческую и цивилизационную роль в мировом историческом процессе. Непосредственной задачей курса является углубленное изучение развития и становления США от открытия и начала освоения этого региона до превращения США в ведущую супердержаву современности. В результате освоение курса «История США» студенты должны знать даты важнейших событий истории рассматриваемой страны и содержание важнейших документов, понимать специфику и особенности этапов развития США, уметь применять полученные знания в практической учебной и педагогической деятельности, анализировать современные политические процессы в обществе с учетом знания истории США.
|
• История стран Латинской Америки
|
|
Хотя Латинская Америка традиционно считается находящейся далеко от центров, определяющих исторические процессы Западного мира, благодаря европейской колонизации она стала неотъемлемой частью цивилизации Запада, унаследовав многие характерные социально-экономические и политические черты народов-основателей, включившись периферийной составляющей в единую мировую капиталистическую систему. Поэтому целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами знаний об общем и особенном в историческом развитии региона с древнейших времен до наших дней. На основе изучения истории отдельных стран региона студенты знакомятся как с общими проблемами региона, так и с своеобразием их проявления в разных странах. В результате изучения курса «История стран Латинской Америки» студенты должны знать основные этапы истории региона, даты, факты, имена; особенности развития экономики, политических структур и культуры региона; основные тенденции развития региона на современном этапе, иметь представления о различных точках зрения ученых по всем этим проблемам.
|
• История стран Северной Европы
|
|
Отличительной особенностью специализации по кафедре истории Нового и новейшего времени является изучение отдельных регионов Европы. Учитывая близость стран Скандинавии и Финляндии к Санкт-Петербургу, учебная дисциплина «История стран Северной Европы», имеющая целью сформировать у студентов целостное представление об основных тенденциях развития стран этого региона в Новейшее время, выявив при этом закономерности и особенности этого процесса у конкретных стран, является крайне важной. В результате изучения предлагаемой дисциплины студенты должны знать всё содержание курса в его хронологической последовательности, а также иметь глубокие и цельные представлений об основных социально-экономических и политических процессах, происходивших в странах Северной Европы. Кроме того, студенты должны уметь пользоваться научной и учебной литературой, а также ориентироваться в концепциях отечественной и зарубежной историографии стран Северной Европы, применяя полученные знания на практике в учебной и научно-педагогической деятельности.
|
• История стран Южной Европы
|
|
Несмотря на очевидное единство цивилизационного начала Европы, историческое развитие отдельных частей субконтинента происходило под влиянием в том числе и местной специфики. В этом контексте регион Южной Европы (Португалия, Испания, Италия) представляется одним из самых своеобразных. Целью изучения данной учебной дисциплины является проследить исторический путь развития стран Южной Европы в эпоху Нового и новейшего времени; выявить общие закономерности и особенности развития региона в конце XV – начале XXI вв., дать систематизированные и глубокие знания по истории стран Южной Европы, которые необходимы для дальнейшей профессиональной работы. В результате изучения дисциплины «История стран Южной Европы» студенты должны знать основные этапы истории региона, основные даты, факты, имена; общие проблемы развития региона в прошлом; особенности развития экономики, политических структур и культуры региона; основные тенденции развития региона на современном этапе, иметь представления о различных точках зрения ученых по всем этим проблемам.
|
• История малых стран Европы
|
|
Европа является одним из самых густонаселённых регионов мира, как по числу жителей, так и по числу стран, вклад каждой из которых в потенциал всего субконтинента неравнозначен. Наряду с такими локомотивами исторического развития как Франция, Германия, Италия, Великобритания в регионе есть государства, не обладающие значительной территорией и населением, однако представляющие огромную историческую и культурную ценность. К ним относятся Австрия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Лихтенштейн, которые получили обобщающее название малых стран Европы. Предлагаемая дисциплина призвана дать студентам систематизированные и глубокие знания по истории малых стран Европы с древнейших времён до наших дней. По итогам изучения курса «История малых стран Европы» студент обязан знать основные периоды истории малых стран Европы как в целом, так и по отдельности; хорошо ориентироваться в главных исторических событиях, знать основные даты, имена политических и общественных деятелей, представлять общие закономерности и особенности развития стран региона.
|
• История международных отношений. Часть I. (XV в. – 1870-е гг.)
|
|
Проведение странами Запада на протяжении многих веков активной дипломатической деятельности предопределило важность международных отношений в рассматриваемое время, история которых стала неотъемлемой частью специализации кафедры истории Нового и новейшего времени. Целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами знаний об основных чертах и особенностях формирования и развития системы международных отношений на начальном этапе Нового времени в XVI – XIX вв. В результате изучения дисциплины «История международных отношений XVI в. – 1870-е гг.» студенты должны знать основные черты и особенности формирования и развития системы международных отношений на начальном этапе нового времени в XVI – XIX вв., владеть основными понятиями, используемыми при изучении истории международных отношений; знать основные этапы истории международных отношений XVI – XIX вв., а также наиболее важные проблемы, стоявшие в центре внимания европейских держав и США в этот период, способы и формы их решения и результаты.
|
• История международных отношений. Часть II. (1870 – 1918 гг.)
|
|
Целью изучения указанной учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний истории международных отношений в последней трети ХIХ – начале ХХ вв., умение выделить несколько этапов этого развития: 1870 – 1898 гг., 1898 – 1914 гг., 1914 – 1918 гг. определяя специфику каждого из этих этапов. Изучение истории международных отношений указанного периода должно способствовать расширению и углублению знаний, получаемых студентами в общем курсе всеобщей истории, в целом, и истории Нового времени, в частности. По итогам изучения дисциплины «История международных отношений. Часть II (1870 – 1918 гг.)» студенты должны знать содержание курса в его хронологической последовательности, уметь применять полученные знания в практической учебной и педагогической деятельности, анализировать процессы, происходящие в международных отношениях в ХХ и начале XXI вв., опираясь на знания, полученные в результате прослушивания предлагаемого курса лекций, научившись выявлять истоки и причины тех или иных явлений, составляющих суть международных отношений как прошлого, так и современности.
|
• История международных отношений. Часть III. (1918 – 1945 гг.)
|
|
Целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний о развитии истории международных отношений в период 1918-1945 гг. Изучаемый период истории международных отношений чрезвычайно важен не только для понимания собственно изучаемого периода, но также для осмысления особенностей развития и трансформации международных отношений в настоящее время, учитывая их постоянно возрастающую роль в жизни человечества. Предлагаемый лекционный курс предоставит студенту кафедры истории Нового времени научно-обоснованное систематическое изложение истории развития и становления международных отношений в соответствующий исторический отрезок времени. В результате изучения дисциплины «История международных отношений (1918-1945)» студенты должны знать содержание курса в его хронологической последовательности, уметь применять полученные знания в практической учебной и педагогической деятельности. С учетом знания истории развития международных отношений, студенты смогут анализировать и процессы развития современных международных отношений.
|
• История международных отношений. Часть IV. (1945 – начало XXI в.)
|
|
Целью данной учебной дисциплины является последовательное и полное раскрытие событий, связанных с историей развития международных отношений со второй половины ХХ-го века и до наших дней. При этом на основе системного подхода предполагается выявить сущность формирования и динамику происходивших внешнеполитических изменений в мире с учетом существования в послевоенные годы двух систем международных отношений: 1) биполярной (1940-е – 1980-е гг.) и 2) постбиполяроной (с 90-х годов ХХ в.). По итогам освоения курса студент должен продемонстрировать глубокие знания основных событий связанных с историей международных отношений со второй половины ХХ века и до настоящего времени, хорошо знать все основные факты и даты происходивших внешнеполитических событий, а также иметь четкие представления о ведущих исторических персоналий в международных отношениях. Он также должен уметь пользоваться основные документальные источниками, научной и учебной литературой, ориентироваться в историографических концепциях, относящиеся к этой части истории международных отношений.
|
• Экономическая история
|
|
Экономическая сфера жизни общества традиционно играла важнейшую роль в определении условий развития мировой цивилизации, а с учётом доминирования в странах Запада эпохи Нового и новейшего времени капиталистического способа производства, изучение особенностей экономического развития необходимо для понимания многих общеисторических процессов. Целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами знаний об основных этапах экономической истории европейских государств и Америки с периода позднего Средневековья до наших дней, показать изменения экономической политики и финансовых приоритетов, роль и место экономики в жизни человека и общества нового и новейшего времени. В результате изучения дисциплины «Экономическая история стран Европы и Америки» студенты должны знать основные этапы экономической политики стран соответствующего региона, особенности развития экономики отдельных стран как в прошлом, так и в настоящее время, основные даты, факты, имена, иметь представления о различных точках зрения ученых по всем этим проблемам.
|
• Историография
|
|
Учитывая тенденцию повышения роли научных наработок предшественников в развитии гуманитарных наук на современном этапе, особенно истории, историография – образно говоря, «история истории» – представляется одним из важнейших курсов лекций в рамках специализации. В этой связи целью изучения данной учебной дисциплины является ознакомление студентов с историей исторической науки Великобритании, Германии, Франции, США. Студенты должны получить представления об условиях и факторах, влиявших на развитие историографии, и всеобъемлющие сведения об основных научных направлениях и школах, их достижениях и проблемах, о современном состоянии и тенденциях в развитии исторической науки в ведущих странах Запада. В результате изучения дисциплины «Историография» студенты должны знать особенности становления и развития историографии Великобритании, Германии, Франции, США, уметь ориентироваться в различных направлениях исторической мысли, уметь применять полученные знания и навыки критического мышления в практической учебной и педагогической деятельности.
|
• Источниковедение Нового и новейшего времени
|
|
Работа с источниками является важнейшей составной частью любого серьёзного научного исторического исследования. Без использования источникового материала ни один научный труд не может считаться качественным и добросовестным. В этой связи целью изучения предлагаемой учебной дисциплины является усвоение студентами соответствующих уровню развития современной исторической науки знаний об основных характеристиках исторических источников стран Европы и Америки эпохи Нового и новейшего времени, их типологии и методах их источниковедческого анализа. В результате изучения дисциплины «Источниковедение» студенты должны быть ознакомлены с основными источниками по истории стран Европы и Америки, владеть навыками источниковедческого анализа и синтеза, уметь самостоятельно применять методы и приемы источниковедческого анализа к каждому отдельному источнику и к каждому виду исторических источников, а также, самое главное, использовать изученный в рамках данного курса лекций материал в проводимых самостоятельно научных исследованиях.
|
• Политические системы государств Запада
|
|
Целью изучения указанной учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний по истории развития политических систем государств Запада в Новое и новейшее время. Изучение указанного курса должно способствовать расширению и углублению знаний, получаемых студентами в общем курсе всеобщей истории в целом, и истории Нового и новейшего времени в частности. В результате изучения дисциплины «Политические системы государств Запада» студенты должны приобрести углубленные знания по процессам конституционного и политического развития государств Западной Европы и Америки, уметь выделять и анализировать основные тенденции развития их партийно-политических систем, глубже познакомиться с процессом формирования политической культуры стран Запада в Новое и новейшее время, а также уметь применять полученные знания в практической учебной и педагогической деятельности, анализировать на основе полученных знаний современные политические и общественные процессы, а также тенденции динамики политических структур, происходящие в странах Запада.
|
|
|
|
|
|