Труды кафедры истории Нового и новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета
ОБ ИЗДАНИИ
НОВЫЙ НОМЕР
АРХИВ СТАТЕЙ
ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
О КАФЕДРЕ
КАРТА САЙТА
English page ENGLISH
Научная электронная библиотека
Наш e-mail Институт Истории СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет
ТОКАРЕВА М.С.

РУССКИЕ АБСТРАКЦИОНИСТЫ И ЛУЧИСТЫ ВО ФРАНЦИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ВЛИЯНИЯ, ПРОТИВОРЕЧИЯ (1912-1945)


Токарева М. С. Русские абстракционисты и лучисты во Франции: взаимодействия, влияния, противоречия (1912–1945) // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2021. № 21(2). С. 55–66.


Сведения об авторах
Токарева Марина Сергеевна – магистр истории Санкт-Петербургского государственного университета (кафедра истории Нового и Новейшего времени) и Университета Париж IV Cорбонна.
E-mail: marinatokareva97@gmail.com

Резюме
В первой половине XX века Париж стал центром притяжения русских «радикальных» авангардистов – абстракционистов и лучистов. Данная работа сосредоточена на судьбах В.В. Кандинского, Л. Сюрважа, М.Ф. Ларионова, Н.Н. Гончаровой и С. Делоней, которые прожили во французской столице много лет. Один из центральных вопросов статьи — формы взаимодействия русских эмигрантов с французским обществом. Речь идет, прежде всего, об изучении посредников между французским и русским искусством, то есть художественных журналов и галерей. Кроме того, уделяется внимание истории восприятия русского авангарда во Франции, условиям жизни художников в Париже и их неизданным текстам о французском искусстве. Цель работы заключается в раскрытии следующей проблематики: как абстрактное искусство вышеназванных художников-эмигрантов повлияло на французскую художественную среду и как обстоятельства жизни каждого авангардиста сказывались на развитии нефигуративной живописи во Франции? Статья написана на основе магистерской диссертации, где были использованы как русскоязычные источники, так и документы на французском языке из Российского государственного архива искусства и литературы в Москве и Библиотеки Кандинского в парижском Центре Помпиду.
Ключевые слова: художественная эмиграция, авангардизм, история восприятия, абстракционизм, лучизм.


Information about the authors
Tokareva Marina Sergeevna – Master of History, St. Petersburg State University (Department of Modern and Contemporary History) and Paris IV-Sorbonne Universsity.
E-mail: marinatokareva97@gmail.com

Abstract
In the first half of the 20th century, Paris became the center of attraction for Russian «radical» avant-gardists — abstractionists and rayonists. This work focuses on the lives of V.V. Kandinsky, L. Survage, M.F. Larionov, N.N. Gontcharova and S. Delaunay, who lived in the French capital for many years. One of the central issues of this article is the forms of interaction of Russian emigrants with French society. It is about studying intermediaries between French and Russian art, such as art magazines and galleries. In addition, attention is paid to the perception of the Russian avant-garde in France, to the living conditions of artists in Paris, as well as to their unpublished texts about French art. The purpose of the work is to reveal the following question: how did the abstract art of the above-mentioned emigrant artists affect the French artistic environment and how did the circumstances of each avant-garde artist’s life influence the development of non-figurative painting in France? The article was written on the basis of a master’s thesis, where both Russian-language sources and documents in French from the Russian State Archive of Art and Literature in Moscow and the Kandinsky Library at the Pompidou Center in Paris were used.
Keywords: artistic emigration, avant-gardism, the history of perception, abstractionism, luchism.


PDF-версия статьи PDF-версия статьи

Наверх