Труды кафедры истории Нового и новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета
ОБ ИЗДАНИИ
НОВЫЙ НОМЕР
АРХИВ СТАТЕЙ
ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
О КАФЕДРЕ
КАРТА САЙТА
English page ENGLISH
Научная электронная библиотека
Наш e-mail Институт Истории СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет
ПЛЕНКОВ О.Ю.

НАЦИСТСКАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ В СФЕРЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Пленков О. Ю. Нацистская контрреволюция в сфере народного образования // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2021. № 21(1). С. 116–134.


Сведения об авторах
Пленков Олег Юрьевич – доктор исторических наук, профессор кафедры истории Нового и новейшего времени, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет.
E-mail: o.plenkov@spbu.ru

Резюме
Сфера народного образования является весьма важной частью жизни общества. Поэтому всякого рода радикальные повороты любого свойства в истории несли с собой резкие революционные или контрреволюционные перемены в этой сфере. Национал-социалисты не составляли в этом отношении исключения. Дело в том, что в период Вильгельмовской Германии и Веймарской республики произошли действительно важные прогрессивные изменения в школьном образовании как организационного свойства, так и в сфере педагогики. Особенно немецкое молодежное движение помогло во многих отношениях гуманизировать школу, привлечь к делам школы родителей; оно способствовало организации многочисленных кружков по интересам – театральным, певческим, туристическим и спортивным объединениям. Под влиянием молодежной активности в Веймарскую республику была предпринята попытка реформировать немецкую школьную систему. Эти прогрессивные изменения были пресечены нацистами, которые стремились сделать школу одним из инструментов утверждения своего господства. Первым делом они унифицировали систему народного образования, затем ликвидировали систему школьного самоуправления. Наконец, они создали систему школ под партийным контролем – так называемые Adolf-Hitler-Schulen и NAPOLA. Такого масштаба перемены можно с полным правом назвать контрреволюцией в сфере народного образования, поскольку произошел полный отказ от гуманистической традиции, основы которой были заложены в прежние времена.
Ключевые слова: Национал-социализм, школьное образование, культурная контрреволюция, молодежное движение, нацистская унификация.

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-9-00383


Information about the authors
Plenkov Oleg Yurievich – Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Modern and Contemporary History, Institute of History, Saint-Petersburg State University.
E-mail: o.plenkov@spbu.ru

Abstract
The sphere of public education is a very important part of the life of society. Therefore, any kind of radical turns of any kind in history brought with them sharp revolutionary or counter-revolutionary changes in this sphere. The National Socialists were no exception in this respect. The fact is that during the period of Wilhelm’s Germany and the Weimar Republic, really important progressive changes took place in school education, both of an organizational nature and in the field of pedagogy. Especially the German youth movement helped in many ways to humanize the school, to attract parents to the school’s affairs; it contributed to the organization of numerous interest groups – theater, singing, tourist and sports associations. Under the influence of youth activity in the Weimar Republic, an attempt was made to reform the German school system. These progressive changes were suppressed by the Nazis, who sought to make the school one of the tools for asserting their dominance. First of all, they unified the system of public education, then eliminated the system of school self-government. Finally, they created a system of schools under party control – the so-called Adolf-Hitler-Schulen and NAPOLA. Such a large-scale change can rightfully be called a counter-revolution in the field of public education, since there was a complete rejection of the humanistic tradition, the foundations of which were laid in earlier times.
Keywords: National Socialism, school education, cultural counter-revolution, youth movement, Nazi unification.

The research for this paper was financially supported by «RFFI» grant № 19-9-00383


PDF-версия статьи PDF-версия статьи

Наверх