Труды кафедры истории Нового и новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета
ОБ ИЗДАНИИ
НОВЫЙ НОМЕР
АРХИВ СТАТЕЙ
ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
О КАФЕДРЕ
КАРТА САЙТА
English page ENGLISH
Научная электронная библиотека
Наш e-mail Институт Истории СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет
СТЕЦКЕВИЧ М.С.

НОВЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ ОКСФОРДСКОГО ДВИЖЕНИЯ


Стецкевич М. С. Новейшие исследования по истории Оксфордского движения // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2019. № 19(2). С. 171–191.


Сведения об авторах
Стецкевич Михаил Станиславович – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет.
E-mail: m.steckevich@spbu.ru; msstets@yandex.ru

Резюме
В статье анализируются важнейшие исследования по истории Оксфордского (Трактарианского) движения, увидевшие свет в начале XXI в. За этот сравнительно короткий промежуток времени появилось значительное число крупных работ, проливающих свет на различные аспекты развития трактарианства как серьёзнейшего явления не только религиозной, но и общественной, культурной жизни викторианской эпохи. Их можно разбить на две большие группы. Во-первых, это труды, в которых рассматриваются процессы внутреннего развития Оксфордского движения. С. Скиннер сумел убедительно опровергнуть представления о его «неотмирности», реконструировав социальную программу трактарианизма. Дж. Перейро выдвинул в качестве ключа к пониманию Оксфордского движения концепцию присущего ему особого этоса. Дж. Херринг детально изучил деятельность трактарианцев на приходском уровне и подверг критике традиционное представление о ритуалиcтском движении второй половины XIX в. как логическом продолжении Оксфордского движения. Во-вторых, в целом ряде публикаций (коллективные монографии «Оксфордское движение: Европа и остальной мир, 1830–1930», «Руководство к изучению Оксфордского движения», исследования С. Брауна и Ф. Морриса) делается попытка расширения горизонтов изучения трактарианизма, выражающаяся в изучении реакции на него в континентальной Европе и англоязычном мире, поиске типологически сходных явлений в Англии и за её пределами. В результате появления исследований, рассматриваемых в настоящей статье, оказались прояснены многие малоизученные аспекты истории трактарианизма, а тенденция представления Оксфордского движения как явления исключительно церковной истории, преобладавшая до последней четверти минувшего столетия, окончательно преодолена.
Ключевые слова: Оксфордское движение, историография, трактарианство, Церковь Англии, викторианская эпоха.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (отделение гуманитарных и общественных наук) научного проекта № 18-011-00241 «От эрастианизма к трактарианизму: Церковь Англии в конце XVIII – первой половине XIX в.»


Information about the authors
Stetskevich Mihkail Stanislavovich – PhD in History, Docent, Department of Philosophy of Religion and Religious Studies, Institute of Philosophy, St-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation.
E-mail: m.steckevich@spbu.ru; msstets@yandex.ru

Abstract
The article analyzes the largest studies of the history of the Oxford (Tractarian) movement, which were published in the early XXI century. During this relatively short period of time, appeared a significant number of important works, shedding light on various aspects of the development of Tractarianism as a serious phenomenon not only of religious, but also of social and cultural life of the Victorian era. They can be divided into two large groups. First, there are works that examine the processes of internal development of the Oxford movement. S. Skinner was able convincingly to refute the views about its “other-worldliness”, reconstructing the social program of Tractarianism. J. Pereiro put forward as a key to understanding the Oxford movement the concept of its particular ethos. J. Herring studied in detail the activities of tractarians at the parish level and criticized the traditional view that the ritualist movement of the second half of the nineteenth century was a logical continuation of the Oxford movement. Secondly, in a number of publications (the monograph “The Oxford movement: Europe and the wider world, 1830–1930”, “The Oxford Handbook to the Oxford movement”, studies of S. Brown and F. Morris) an attempt is made to expand the horizons of the analysis of Tractarianism, expressed in studying the reaction to it in continental Europe and in the English-speaking world, in the search for typologically similar phenomena in England and abroad. As a result of the appearance of the studies considered in this article, many little-known aspects of the history of Tractarianism have been clarified, and the tendency to represent the Oxford movement as a phenomenon exclusively of Church history, which prevailed until the last quarter of the past century, has been cempletely overcome.
Keywords: The Oxford movement, historiography, Tractarianism, The Church of England, Victorian era.

This article was supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project No. 18-011-00241 “From Erastianism to Tractarianism: the Church of England in the late XVIII - first half of the XIX century”


PDF-версия статьи PDF-версия статьи

Наверх