Труды кафедры истории Нового и новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета
ОБ ИЗДАНИИ
НОВЫЙ НОМЕР
АРХИВ СТАТЕЙ
ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
О КАФЕДРЕ
КАРТА САЙТА
English page ENGLISH
Научная электронная библиотека
Наш e-mail Институт Истории СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет
УЛЬЯНОВА С.В., ФИШЕВА А.А.

ОБРАЗ КАПИТАЛИСТА В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (1918—1929 ГГ.)


Ульянова С. Б., Фишева А. А. Образ капиталиста в советской пропаганде в послереволюционной России (1918–1929 гг.) // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2018. № 18(1). С. 171–185.


Сведения об авторах
Ульянова Светлана Борисовна — доктор исторических наук, профессор Высшей школы общественных наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург).
E-mail: oulianova@mail.spbstu.ru

Фишева Анастасия Александровна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Государственное и муниципальное управление, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург).
E-mail: ana-f@yandex.ru

Резюме
В статье на основе методологических подходов визуальной истории рассматривается процесс конструирования образа капиталиста в советской пропаганде 1920-х гг. Советская политика базировалась на представлении о существовании враждебного окружения, олицетворением которого был капиталист. Его образ начал складываться еще в дореволюционной России, обновляясь и наполняясь конкретным содержанием в зависимости от политических и культурно-исторических условий, при этом средства и механизмы его насаждения в массовое сознание и степень интенсивности внедрения варьировались в зависимости от поставленных задач. Неизменно на протяжении всего исследуемого периода в этом образе был отражен весь капиталистический мир, с которым Советской власти приходилось и бороться, и сотрудничать. Присутствие врага, которому необходимо было противостоять, являлось одним из главных источников мобилизации масс и принципом организации нового общества, а также важным механизмом единения, благодаря которому общество способно было укрепить свою идентичность в виде целостной группы «Мы» и противопоставить себя образу внешнего врага, выступающего как «Они».
Основным средством трансляции исследуемого образа был политический плакат, который в условиях массовой безграмотности определял зрительное восприятие советских людей. Созданный «красными» художники-плакатистами образ капиталиста, наделенный многогранными характеристиками, впоследствии был перенесен и в другие области советской массовой культуры (литература, кинематограф и пр.). Обратившись к изучению политических плакатов и карикатур, авторы прослеживают эволюцию образа капиталиста в первое послереволюционное десятилетие, выделяют его характерные черты в период Гражданской войны и интервенции (1918—1920 гг.), новой экономической политики и дипломатического признания СССР (1921—1926 гг.), перехода к «форсированному наступлению социализма по всему фронту» (1927—1929 гг.). Систематизированы основные атрибуты, присущие образу капиталиста, выделены определенные смысловые образы капиталиста (эксплуататор трудящихся, воплощение «другого» и т.п.). Авторы отмечают, что советская пропаганда произвольно расширяла набор черт, характерных для образа капиталиста, и использовала их для создания обобщенных образов других врагов революции (нэпмана, кулака). Две стороны репрезентации капиталиста в советской политической культуре - «зловещий» и «смешной» - соответствовали пропагандистскому канону «страха и смеха», который сохранит свою актуальность и в последующий период советской истории.
Ключевые слова: визуальная история, советское общество, капитализм, пропаганда.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-31-00017-ОГН «Девиантный досуг городского населения Советской России в 1920-е гг.: модели, практики, институционализация»).


Information about the authors
Galtsov Valeriy Ivanovich – PhD. in History; Professor at the Institute of the Humanities, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: oulianova@mail.spbstu.ru

Sergeev Viktor Vladimirovich – Docktor Habil. in History, Professor at the Institute of the Humanities, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: ana-f@yandex.ru

Abstract
This paper using visual history methodological approaches considers how an image of capitalist was being constructed in 1920th. Soviet propaganda that was based on a concept of hostile milieu embodied by the collective image of capitalist. This touch had started to develop in pre-revolutionary Russia. It was being updated and filled with new purport depending on political, cultural and historical conditions wherein means and techniques of its implanting in mass consciousness as well as intensity level of this inculcation varied in connection with objectives determined. During all the period researched the capitalist world as a whole – the competitor and the partner of Soviet power – was represented by this image. The existence of a rival that must be opposed was one of the main sources for mass mobilization and organizing principle of new society, as well as important mechanism of solidarity. Thanks to it the society could reinforce its identity as the holistic group - “We” and counterpoise itself to the image of external enemy that appeared as “They”.
Political poster was used as the main means to transfer the explored image. In conditions of large-scale illiteracy it determined visual perception of Soviet people. Created by “red” poster artists and endowed with versatile features, image of capitalist later was transmitted to other spheres of Soviet mass culture (literature, movie making etc.). Focusing on exploration of political posters and caricatures, authors trace the evolution of capitalist’s image during the first decade after the Revolution and distinguish its characteristic features during the Civil war and Intervention (1918-1920), the period of new economic policy and USSR diplomatic recognition (1921-1926) and in the moment of “accelerated advance of socialism along the whole front” (1927-1929). In the paper main attributes inherent to the image of capitalist are systematized, specific semantic traits of the image are highlighted (exploiter, embodiment of “the other” etc.). Authors denote that Soviet propaganda expanded arbitrarily the set of capitalist distinctive features and used this expanded set to create generalized images of other enemies of Revolution (nepman, kulak). Two sides of capitalist’s representation in Soviet political culture - “ominous” and “comical” - corresponded to propaganda canon of “fear and laughter” that will remain relevant in the subsequent period of Soviet history.
Keywords: visual history, Soviet society, capitalism, propaganda.


PDF-версия статьи PDF-версия статьи

Наверх