Труды кафедры истории Нового и новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета
ОБ ИЗДАНИИ
НОВЫЙ НОМЕР
АРХИВ СТАТЕЙ
ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
О КАФЕДРЕ
КАРТА САЙТА
English page ENGLISH
Научная электронная библиотека
Наш e-mail Институт Истории СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет
СИДОРЕНКО Л.В.

ЭВОЛЮЦИЯ ДВИЖЕНИЯ «НЕПРИСЯГНУВШИХ» В АНГЛИИ ОТ СЛАВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БОГОСЛОВСКОГО ТЕЧЕНИЯ


Сидоренко Л. В. Эволюция движения «неприсягнувших» в Англии от Славной революции до самостоятельного богословского течения // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2018. № 18(1). С. 21–37.


Сведения об авторах
Сидоренко Леонид Владимирович – кандидат исторических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета.
E-mail: l.sidorenko@spbu.ru; slv83@yandex.ru

Резюме
В статье рассматривается эволюция движения «неприсягнувших», возникшего как ответ части англиканского духовенства на насильственную смену монарха в Англии по итогам Славной революции 1688–1689 гг., когда Архиепископ Кентерберийский, восемь епископов и свыше 400 представителей нижнего клира отказались давать клятвы верности новым суверенам Вильгельму III Оранскому и его супруге Марии, не желая нарушать уже данную присягу свергнутому Якову II. Автор выделяет два этапа развития движения. Первый этап совпадает с правлением Вильгельма III и Анны, и для него оказывается характерным доминирование политических проблем, когда разделяемые «неприсягнувшими» доктрины божественного права королей и непротивления власти стали частью идеологической основы оппозиции вигской интерпретации Славной революции. Второй этап, начавшийся после утверждения на престоле Ганноверской династии, был связан с усилением богословских исканий участниками движения, когда политические вопросы становятся второстепенными. В статье делается вывод, что движение «неприсягнувших», начавшееся как протест на базе личных убеждений, быстро оказалось в центре острого идейного религиозно-политического противостояния между разными партийными группами и вариантами интерпретации Славной революции, что осложнялось усилившимися проблемами внутри Церкви Англии. Однако по мере снижения остроты политической борьбы с призванием в Англии новой Ганноверской династии, «неприсягнувшие» смогли раскрыть свой сугубо религиозный протестный потенциал, становясь все более похожими на религиозную секту, желавшую обновления Церкви Англии, но так и не порвавшую с ее основными канонами.
Ключевые слова: «неприсягнувшие, Славная революция, религия, Церковь Англии, Вильгельм Оранский, литургические практики, схизма.

Статья подготовлена в рамках реализации гранта Президента РФ для поддержки молодых российских ученых, МК-3624.2017.6 («Теория и практика революции в контексте развития парламентской монархии в Великобритании XVII–XIX вв.»)


Information about the authors
Sidorenko Leonid Vladimirovich – PhD in History, Senior Lecturer of St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia.
E-mail: l.sidorenko@spbu.ru; slv83@yandex.ru

Abstract
The article deals with the evolution of the nonjurors, which movement arose as a response of part of the Anglican clergy to the violent change of the monarch in England following the Glorious revolution of 1688–1689, when Archbishop of Canterbury, eight bishops and over 400 other Anglican clerics refused to swear allegiance to sovereigns William III of Orange and Mary II, wishing not to violate their previous oaths to the dethroned James II. The author marks two stages of the movement’s development. The first stage coincides with the rule of William III and Anne, and it is characterized by the dominance of political problems within nonjurors, when the doctrines of the divine right of kings and non-resistance to power became part of the ideological basis of the opposition to the Whig interpretation of the Glorious revolution. The second stage, which began after the establishment of the Hanover dynasty, was associated with the strengthening of theological searches by members of the movement, when political issues became secondary. The article concludes that the nonjuring movement, which began as a protest based on personal beliefs, quickly found itself in the center of a sharp ideological religious and political confrontation between different party groups and interpretations of the Glorious revolution, which was complicated by the growing problems within the Church of England. However, as the political struggle against the calling of the new Hanover dynasty in England decreased, nonjurors were able to unleash their purely religious protest potential, becoming more and more like a religious sect that wanted to renew the Church of England, but did not break with its basic canons.
Keywords: nonjurors, Glorious revolution, religion, Church of England, William of Orange, liturgical practices, schism.

The article was prepared within the grant of the President of Russian Federation to support young Russian scholars, MK-3624.2017.6 ("Theory and practice of revolution in the context of the development of parliamentary monarchy in Great Britain in XVII–XIX-th centuries.").


PDF-версия статьи PDF-версия статьи

Наверх