Труды кафедры истории Нового и новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета
ОБ ИЗДАНИИ
НОВЫЙ НОМЕР
АРХИВ СТАТЕЙ
ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
О КАФЕДРЕ
КАРТА САЙТА
English page ENGLISH
Научная электронная библиотека
Наш e-mail Институт Истории СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет
СТЕЦКЕВИЧ М.С.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 Г. И ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ


Стецкевич М. С. Парламентская реформа 1832 г. и церковь Англии // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2014. № 13. С. 59–72.


Сведения об авторе
Стецкевич Михаил Станиславович – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет.
E-mail: msstets@yandex.ru

Резюме
Статья посвящена анализу роли и места Церкви Англии в событиях, приведших к парламентской реформе 1832 г. В настоящее время большинством исследователей она рассматривается как завершающий акт «конституционной революции» 1828–1832 гг., нанесшей непоправимый удар по английскому «старому порядку», основанному на безраздельной политической гегемонии земельной аристократии. Будучи важной частью «старого порядка», церковь в целом негативно отнеслась к проекту реформы, предложенному правительством лорда Грея. Парламентские дебаты 1831–1832 гг. продемонстрировали сохранение многими епископами представлений о незыблемости иерархического устройства общества, на которых базировалась идеология «старого порядка». Подавляющее большинство епископов 7 октября 1831 г. проголосовало против билля, и только два из них поддержали законопроект. Это привело к беспрецедентной вспышке антиклерикализма. Епископы и священники подвергались гонениям, чучела прелатов сжигались, а в Бристоле был уничтожен епископский дворец. В этих обстоятельствах инициативу в свои руки взял лондонский епископ Ч. Бломфилд, убедивший многих прелатов в необходимости голосования за билль о реформе. В результате во время обсуждения новой версии билля о реформе 13 апреля 1832 г. голоса англиканских прелатов распределились более равномерно: «за» проголосовало 12 англиканских епископов, тогда как «против» — 15. Многие епископы сочли парламентскую реформу «меньшим злом» по сравнению с политическими потрясениями, грозящими стране в случае провала билля. Таким образом, Церковь Англии, в части ее епископата, продемонстрировала, что несмотря на наличие органической связи со «старым порядком», она готова откликнуться на веяния времени и продемонстрировать гибкость. Это позволило Церкви Англии несколько смягчить критику в свой адрес, сохраниться в качестве государственного института и приступить к внутренним реформам.
Ключевые слова: «конституционная революция», парламентская реформа, Церковь Англии, антиклерикализм, англиканские епископы.


Information about author
Stetskevich Mikhail Stanislavovich – PhD in History, Docent, Department of Philosophy of Religion and Religious Studies, Institute of Philosophy, St-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation.
E-mail: msstets@yandex.ru

Abstract
The article is devoted to the analysis of the role and place of the Church of England in the events of Parliamentary reform (1832). In present time most scholars consider the parliamentary reform as the last act of the Constitutional Revolution, 1828–1832, which dealt an irremediable blow to the “old order” in England, based on the political domination of landed aristocracy. The Church of England was an important part of the English “old order”, and her attitude to the project of reform, proposed by the government of Lord Grey, was negative. The parlimentary debates in 1831–1832 demonstrated that most bishops believe in hierarchical model of society, typical for the ideology of “old order”. Almost all bishops voted against the reform bill (7 October 1831), only two of them supported it. The result of this voting was rising of the anticlerical wave. Bishops and priests were attacked by the crowd, their images were burned. In Bristol the palace of local bishop was destroyed. In these circumstamces Charles Blomfield, the Bishop of London, convinced some of his colleagues, that the support of the reform bill is necessary. During the voting for the new reform bill it was supported by 12 bishops, 15 voted against it. Many bishops decided, that the parliamentary reform is the lesser evil than great political crisis, even revolution, possible in the case of rejecting the reform bill. So, the prelates of the Church of England demonstrated, that in spite of their organic connection with the “old order”, they are ready to realize the spirit of time and demonstrate flexibility. The criticism of the Church of England became more mild, and the Church preserved her established status and started internal reforms.
Keywords: parliamentary reform,The Church of England, anticlericalism, Anglican bishops.


PDF-версия статьи PDF-версия статьи

Наверх