Кафедра истории Нового и новейшего времени Института истории Санкт-Петербургского государственного университета
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
СОБЫТИЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ИСТОРИЯ
СОТРУДНИКИ
ДОКУМЕНТЫ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА
БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ
НАУКА
РАЗНОЕ
СНО «НОВИСТ»
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
ОБНОВЛЕНИЯ
English page ENGLISH
Наш e-mail Институт истории СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет
ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ ТИЛЬМАНА ПЛАТА «“ДЕТИ ВОСТОКА”: ЖИТЕЛИ ПРИБАЛТИКИ И ИХ ВОСПРИЯТИЕ ОККУПАЦИОННЫМИ ВЛАСТЯМИ ГЕРМАНИИ В 1941–1944 ГГ.»

Открытая лекция Тильмана Плата «“Дети Востока”: жители Прибалтики и их восприятие оккупационными властями Германии в 1941-1944 гг.»

11 марта кафедра истории Нового и новейшего времени Института истории организовала открытую лекцию известного немецкого историка, научного сотрудника Кафедры истории Восточной Европы Грайфсвальдского университета, доктора наук Тильмана Плата. Лекция проводилась в рамках мероприятий института Истории СПбГУ, посвященных 70-летию окончания Великой Отечественной войны.

Название экции было достаточно публицистичным. – «"Дети востока" Жители Прибалтики и их восприятие оккупационными властями Германии в 1941–1944 гг.». Но, тем не менее, она основывалась на серьезных разработках немецкого ученого, которые легли в основу его докторской диссертации, изданной затем в Германии отдельной и весьма объемной книгой (502 стр.). (Tilman Plath. Zwischen Schonung und Menschenjagden. Die Arbeitseinsatzpolitik in den Baltischen Generalbezirken des Reichkommissarriats Ostland 1941–1944. Essen: Klartext Verlag, 2012).

С самого начала выступления Т. Плата стало понятно, что проблема затронутая на его лекции вызвала большой интерес у студентов Института истории, поскольку затрагивала достаточно мало известную в России проблему немецкого управления населением Прибалтики в года оккупации ее Германией. Очень важно, что при этом немецкий историк поставил перед собой задачу показать данную проблему на лекции в максимальной полноте и цельности.

Из материала лекции было особенно ясно видно, что нацистское управление в Прибалтике находилось в состоянии постоянного колебания между репрессивной политикой и попытками сотрудничества («кооперации») с местным населением. Причем, как было замечено выступавшим, лишь задача максимального использования местных ресурсов в нуждах войны стала для немецкой оккупационной политики наименьшим общим знаменателем.

Отдельно в лекции рассматривалась еще структура оккупационной администрации, которая, по вполне аргументированным взглядам Т. Плата, включала как гражданскую администрацию, полицию и экономические ведомства, также еще военное ведомство - вермахт и собственно органы самоуправления, которые тогда существовали в Эстонии, Латвии и Литве. При этом Т. Плат обратил еще внимание на достаточно мало знакомую проблему весьма напряженных взаимоотношений между рядом нацистских управленческих структур, которые руководили территориями стран Прибалтики. Но в целом было очевидно, что политика нацистов ничем не отличала Прибалтику от соответствующих строений в других оккупированных областях СССР. Но, конечно, здесь были и свои особенности, которые в лекции также были хорошо представлены. В частности, необычным являлось «расовое» членение местного населения, которое было определенно А. Розенбергом. Т. Плат извлек из архива следующее откровение нацистского министра: «Эстонцы в культурном и политическом смысле – наиболее зрелый народ рейхскомиссариата... Эстонский народ, несмотря на свою принадлежность к финно-угорской языковой семье, именно в лице своего верхнего слоя, благодаря долгому сосуществованию с немцами и шведами, стал преобладающе нордическим». Поэтому местным властям предлагалось основное внимание уделять эстонцам, а не латышам и литовцам, из которых первые, по словам Розенберга, страдали комплексом неполноценности, а вторые – чувством необоснованного превосходства. Что же касается поляков и других славян Прибалтики, то они обрекались министром на необходимость «решения их вопроса», подобно тому, как это делалось в отношении еврейского населения.

В целом лекция получилась. Она была выполнена на хорошем русском языке и вызвала многочисленные вопросы к доктору Т. Плату и дискуссию у студентов Института истории.

Фотоотчёт открытой лекции Фотоотчёт открытой лекции

Наверх